Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, автор «Евгения Онегина», пожалуй единственного в мире романа в стихах. О вкладе Пушкина в развитие русской литературы мы знаем со школы, и нет смысла повторяться. Я же только хочу напомнить одну духовную истину: как бы велики не были заслуги человека в той или иной области искусства или науки, делами оправдаться перед Богом человеку невозможно. А чем был наполнен разум и сердце поэта? Увы, тоже знаем со школы: светская суета, дуэли, последняя из которых стоила ему жизни. 27 января 1836 года А.С. Пушкин на дуэли с Дантесом получил смертельную рану, но по милости Божьей, будучи тяжело раненым, прожил ещё три дня. Последнии дни поэта детально задокументированы и описаны в книге Вересаева «Пушкин в жизни». И на основе этих документальных записей, можно сказать, что в последнии дни жизни в душе Александра Сергеевича произошли коренные изменения, или, выражаясь библейской терминологией, он покаялся.
Вот несколько выдержек из описания дуэли:
Ужас сопровождал их бой. Они дрались, и дрались на смерть. Для них уже не было примирения, и ясно видно было, что для Пушкина была нужна жертва или погибнуть самому...
На коленях, полулежа, Пушкин целился в Дантеса в продолжение двух минут и выстрелил так метко, что, если бы Дантес не держал руку поднятой, то непременно был бы убит; пуля пробила руку и ударилась в одну из металлических пуговиц мундира, причем все же продавила Дантесу два ребра.
Придя в себя, Пушкин спросил у д`Аршиака:
-- Убил я его?
-- Нет, -- ответил тот, -- вы его ранили.
-- Странно, -- сказал Пушкин, -- я думал, что мне доставит удовольствие его убить, но я чувствую теперь, что нет... Впрочем, все равно. Как только мы поправимся, снова начнем.
Как видим, дуэль задокументирована до мельчайших подробностей, и этот документ изображает Пушкина жаждущего крови, Пушкина, одержимого ненавистью. Будучи раненым, он думает только об одном: как быстрее поправиться, чтобы опять повторить это жестокое безумие с начала.
И вот Пушкин на смертном одре и здесь мы видим совсем другого Пушкина.
Он согласился исповедаться:
-- За кем прикажете послать?
-- Возьмите первого, ближайшего священника, -- отвечал Пушкин.
Послали за отцом Петром, что в Конюшенной.
Княгиня Мещерская-Карамзина впоследствии вспоминала:
Он исполнил долг христианина с таким благоговением и таким глубоким чувством, что даже престарелый духовник его был тронут и на чей-то вопрос по этому поводу отвечал: -- "Я стар, мне уже недолго жить, на что мне обманывать? Вы можете мне не верить, когда я скажу, что я для себя самого желаю такого конца, какой он имел".
Часто исповеди в православии носят лишь формальный характер. Я думаю, что священник, у которого исповедовался Пушкина, слышал много формальных исповедей, и я не думаю, что он был бы так тронут исповедью Пушкина, если бы его исповедь была формальной. Но, очевидно, Александр Сергеевич не просто исповедался; он покаялся в библейском значении этого слова. Cотворите же достойный плод покаяния, (Мф. 3:8) - сказано в Библии. И Пушкин принёс достойный плод. Он от всей души простил Дантеса, к которому только вчера питал неистовую ненависть. Вот документальные свидетельства:
Подозвав Данзаса, Пушкин просил его записывать и продиктовал ему все свои долги, на которые не было ни векселей, ни заемных писем. Потом он снял с руки кольцо и отдал Данзасу, прося принять его на память. При этом он сказал Данзасу, что не хочет, чтоб кто-нибудь мстил за него, и что желает умереть христианином.
Данзас (секундант Пушкина не путать с Дантесом), сказал ему, что готов отомстить за него тому, кто его поразил. -- "Нет, нет, -- ответил Пушкин, -- -мир, мир".
И далее:
Пушкин просил сперва князя Вяземского, а потом княгиню Долгорукову на том основании, что женщины лучше умеют исполнить такого рода поручения: ехать к Дантесам и сказать им, что он прощает им.
Мы все знаем из Евангелия историю разбойника на кресте, который в свой смертный час исповедал Иисуса Господом, и Господь ответил ему: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю. ( Лук.23:43) И Пушкин, подобно разбойнику на кресте, на смертном одре принёс достойный плод покаяния простивши своего врага, и поэтому есть все основания считать, что он обрёл спасение.
В заключение хотел бы процитировать ещё одно документальное свидетельство, над которым следовало бы задуматься. Князь П. А. Вяземский вспоминал:
Священник говорил мне после со слезами о нем и о благочестии, с коим он исполнил долг христианский, Пушкин никогда не был esprit fort//вольнодумец (фр.)//, по крайней мере, не был им в последние годы жизни своей: напротив, он имел сильное религиозное чувство: читал и любил читать Евангелие, был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их.
Итак, почему погиб Пушкин? Каковы были духовные причины трагедии? Как мы видим, он читал Евангелие, и даже молился заученными молитвами, но тем не мение не хотел менять свою жизнь согласно Слову Божьему; суета мира сего для него была важней. Но, чувствуя приближение конца, он позволил Слову Божьему, которое до сих пор было только в его разуме, но не в сердце, войти в сердце и изменить его. Поэтому и появилась у него сила простить своего врага.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Читал с удовольствием! Комментарий автора: Спасибо, брат, за отзыв.
брат Сева
2009-06-26 14:35:19
Mир вам. факт интересный, но вся жизнь в пустой суете, жаль, что это скрывают в учебниках.
фарид
2009-10-05 17:08:03
интересно,нет слов
Сердюченко
2011-04-15 11:46:33
Отличное, прямо-таки детективное исследование.Перебрать биографию Пушкина от "а" до "я", чтобы вычислить в ней единственную религиозную строчку - литературоведческий подвиг.
лылов юрий
2013-06-07 10:15:16
поистине удивительный факт и очень жаль что о нем не рассказывают в школе и нигде не упоминают позвольте мне ,Уважаемый автор,опубликовать сей факт на моей странице в одноклассниках дабы и другие люди смогли прочитать его Комментарий автора: Конечно, публикуйте на своей страничке!
Екатерина Быковская
2024-02-24 11:12:43
В моей книге "Спасти честь камер-юнкера Пушкина" использовала цитату автора статьи: "Пушкин, подобно разбойнику на кресте, на смертном одре принёс достойный плод покаяния простивши своего врага, и поэтому есть все основания считать, что он обрёл спасение". Вся статья автора - это подтверждение правильности моих мыслей. Спасибо!
Поэзия : Ах, если б вечная любовь... - Людмила Солма *) Примечание в дополнение:
Фрагмент текста песни "Вечная весна"
Автор текста (слов): Шаферан И.
Композитор (музыка): Тухманов Д.
Для тех, кто утро будит голосами,
Кто видит мир влюбленными глазами,
Для тех, кто обойти готов полсвета,
Любимых повторяя имена,
Три месяца лето, три месяца осень,
Три месяца зима и вечная весна.